декабря 29

8 вопросов к дмитрию беляеву

Тема: 8 вопросов

Дмитрий Беляев — преподаватель центра йоги «Прана», психотерапевт и мой друг. Попав к нему на занятие всего раз, либо влюбляешься в его стиль безоглядно, либо ... нет, кажется, второго не дано.
Дима разбивает все стереотипы об учителях йоги, не стесняется «неудобных» вопросов и всегда открыто выражает свое мнение, поэтому мне особенно приятно, что он открывает рубрику «8 вопросов к...»


1. Дима, что такое йога для тебя?
Глобальный процесс интеграции внутреннего пространства.

2. Как йога пришла в твою жизнь и какое влияние она на тебя оказала? Почему ты решил стать преподавателем и кем был в «прошлой жизни»?
Я искал наиболее подходящую для себя систему целостного тренинга. Увидел практику Андрея Сидерского и весьма впечатлился. Он в некотором роде мой заочный учитель.
Позже захотел делиться своим опытом с ищущими, чтобы иметь возможность получать новые знания для себя.
По образованию я военный врач, в «прошлой жизни» руководил медицинской службой в военной разведке.

3. Какое направление йоги тебе близко?
Я практикую хатха-йогу, но она не является самоцелью.
Максимальное состояние осознанности — единственное, что имеет значение и это первичная практика. Хатха-йога — это средство достижения осознанности.

4. Кого ты считаешь своими учителями?
По жизни многие люди стали моими учителями.
Хатха-йоге меня учил Сергей Кулыгин.
В вопросах воззрения и передачи учения Дзогчен мои учителя — Намкай Норбу Римпоче и Геше Тогми Шераб.

5. Главная трудность, с которой ты столкнулся в практике йоги.
Главной трудностью была моя нетерпеливость. Я хотел быстрых результатов, поэтому приходилось себя «обманывать», например, концентрироваться не на том, что у меня не получается, а на достигнутом состоянии.

6. Как близкие отнеслись к твоей практике?
Друзья в целом отнеслись положительно: кто-то просто проявлял интерес, кто-то поддерживал.
А вот домашним не нравилось мое увлечение йогой, хотя это не отражалось на нашем совместном времяпрепровождении. Я вставал очень рано, чтобы практиковать пока все спят.

7. Возможна ли практика асан без соблюдения принципов ямы и ниямы? Наиболее спорными принципами являются ахимса (ненасилие, что подразумевает и вегетариантсво) и брахмачарья (воздержание). Каково твое мнение о соблюдении этих принципов?
Для начала необходимо правильное понимание всех принципов в соответствии со своими целями, временем, местом и обстоятельствами, а также традицией в которой практикуется йога, или отсутствием в вашей жизни таковой традиции.

Яма и нияма имеют отношение к раджа йоге, описанной Патанджали в своих сутрах, в то время как тренировочные асаны хатха-йоги относятся к тантрическим практикам, т.е. к работе с внутренней энергией, и принципы ямы и ниямы как правило в них отсутствуют. Соблюдение этих принципов подразумевает глубокую трансформацию личности, возможную только при соответствующем уровне «тренированности» как физического, так и энергетического тел.
Часто принципы ямы и ниямы понимают буквально. Полагаю, что Патанджали поменял местами описание ступеней раджа-йоги, поставив две последние ступени в начало, чтобы создать правильную мотивацию у занимающихся, чтобы был некий ориентир в практике.

Ахимса — это в первую очередь ненасилие над собой. Соблюдение нравственных принципов через волевое усилие — это уже нарушение ахимсы. На деле многие вместо того, чтобы изменять себя, подстраивают свое внешнее поведение под определенные стандарты, гордятся собой и осуждают окружающих.
Принцип ахимсы подразумевает ненасилие относительно естественного порядка вещей.
Из этого вытекает «жареный» вопрос «необходимости» соблюдения вегетарианского питания, но такое питание для человека как биологического вида неестественно.

Сторонники вегетарианского питания говорят, что человек не похож на хищников, но при этом умалчивают, что на травоядных он похож еще меньше. Ну не изучали они сравнительную анатомию. Это можно расценивать как попытку подтасовать факты, потому что со школьного курса анатомии и физиологии известно, что человек животное всеядное.

Ни в одном учебнике физиологии или биохимии, а тем более биохимии спортивного питания и мышечной деятельности нет информации о пользе вегетарианства. Наоборот, они предписывают употребление биологически полноценных белков, а это белки с незаменимыми аминокислотами, которые содержатся только в продуктах животного происхождения. Если человек употребляет только молоко, рано или поздно даст сбой ферментная система, если налегать на рыбу и морепродукты, то можно отравиться ртутью, избыток мясных продуктов в рационе ведет к заболеванию подагрой. Вывод из вышесказанного напрашивается сам — составляя свой рацион, нельзя ударяться в крайности, все продукты должны употребляться в меру.

Вегетарианство приводит к проблемам со здоровьем:

  • Снижается иммунитет
  • Развивается анемия, вызванная недостатком витамина В12
  • Ухудшается умственная деятельность
  • Снижается половое влечение
  • Кости становятся более хрупкими (остеопороз)
  • Подверженность плохому настроению и депрессиям. Гормон радости серотонин вырабатывается только при одновременном поступлении в организм углеводов и белков животного происхождения.

И это далеко не полный перечень возможных заболеваний.
Особенно это актуально для тех, кто физически интенсивно тренируется.

Если брать во внимание религиозный или идеологический аспекты, то далеко не все духовные традиции предписывают вегетарианство. Так, в Дзогчене или Бонской традиции есть мясо — значит проявлять сострадание к животному, потому что родиться в теле животного — это плохая карма, поедая мясо мы создаем связь с ним и помогаем животному быстрее переродиться в более благоприятном теле. Чтобы так практиковать, нужно иметь высокий уровень осознанности и понимания сути вещей. Намного проще навешать на себя обеты и ограничения и слепо следовать им.
«Ты – это твое намерение» Патрул Римпоче.

Следующий момент, касаемый вегетарианства — защита прав животных.

К примеру возьмем молочную промышленность. Половина новорожденных телят — быки. Что с ними делать? Как в Индии отпускать на улицу — пусть жуют картонные коробки и медленно умирают от голода? Таким образом мы животным жизнь не улучшаем, а наоборот ухудшаем. Если продолжать эту мысль, то получается, что нужно закрывать все молочные фермы. Это абсурд.
Еще один пример — использование животных в фармакологической промышленности. Есть методы, позволяющие обойтись без испытания новых лекарств на крысах и кроликах, но они как минимум дорогостоящие и несовершенные. Получается, тестировать лекарства нужно сразу на людях? Это тоже абсурд.

А вот убивать животных ради развлечения – это преступление.

Свою любовь к животным вегетарианцы часто с успехом компенсируют ненавистью к людям, что также является нарушением ахимсы.
Ничего не меняется: жизнь какая была, такой и остается. Можно уйти в сторону, вести свой «правильный» образ жизни, но войны не прекращаются, болезни как были, так и остались.

Говоря об ахимсе, хочется спросить, кто может дать гарантию, что любой поступок (деяние и недеяние) имеет только благое последствие?

Брахмачарью я понимаю как непотворствование своим слабостям, а не целибат. Легче отказаться от близких отношений, чем поддерживать их: не нужно брать на себя ответственность, не нужно рожать и воспитывать детей. Получается уже не брахмачарья, а избегание.

8. Какие книги посоветуешь прочесть начинающим практикам?
Карлос Кастанеда «Путешествие в Икстлан», Иван Ефремов «Лезвие бритвы» Владислав Лебедько «Хроники Российской Саньясы», Андрей Сиднрский «Хатха-йога. Концептуальный очерк».

Опубликовано 29 Дек 2011 в 00:26. Тема: 8 вопросов.